Ключевую роль в способности человека к обучению, решению проблем и адаптации к окружающей среде играют когнитивные функции. Эти процессы позволяют воспринимать, обрабатывать и сохранять информацию. Степень их сформированности влияет на личность человека в целом.
Специалисты отмечают, что дети, которые учатся читать, имеют более развитую память и внимание, чем те, кто не учится читать. Также, люди, которые занимаются интеллектуальной деятельностью, обычно имеют более развитые когнитивные функции, чем те, кто занимается физической работой.
К когнитивным функциям относятся:
— Память — способность сохранять и воспроизводить информацию. По времени сохранения информации делится на кратковременную и долговременную. По типу воспроизводимой информации — на оперативную (выполнение текущих задач), семантическую (знания об устройстве мира) и процедурную (воспоминания о действиях).
— Внимание — способность концентрироваться на определённой информации или задаче. По целенаправленности делится на произвольное, непроизвольное и постпроизвольное. Обладает рядом характеристик: объём, устойчивость и концентрация.
— Мышление — способность анализировать, обобщать и делать выводы на основе полученной информации, предыдущего опыта. Мышление делится на три вида: наглядно-действенное (манипуляции предметами), наглядно-образное (представление образов предметов и их свойств), словесно-логическое (основано на логических операциях и рассуждениях).
— Решение задач — умение находить оптимальные решения для поставленных проблем.
— Речь — способность выражать свои мысли, воспринимать и понимать чужую речь.
— Восприятие — процесс получения информации от органов чувств. К основным характеристикам относится точность, объём, скорость, гибкость. В зависимости от канала восприятия выделяют:
зрительное — способность распознавать и интерпретировать зрительные образы.
слуховое — способность воспринимать и интерпретировать звуки.
пространственное — способность ориентироваться в пространстве и определять своё местоположение.
— Воображение — способность создавать новые идеи и образы. Воображение бывает двух видов: активное и пассивное. Активное — когда человек создает новые образы и идеи, а пассивное — когда он просто представляет себе что-то.
— Управление действиями — способность координировать движения тела и выполнять сложные задачи.
— Эмоциональный интеллект — способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими.
Почему важно развивать когнитивные способности:
Развитие когнитивных способностей помогает детям лучше учиться, понимать и запоминать информацию. Это также способствует формированию критического мышления и более эффективному преодолению жизненных трудностей. Дети и подростки учатся быстрее принимать решения, эффективнее анализирует информацию и делают выводы. Развитие когнитивных способностей помогает детям стать более успешными в жизни.
Развивайте логику, интеллект и расширяйте кругозор детей от 4 - 12 лет
С помощью комплекса несложных упражнений, каждое из которых помогает ребенку быть более внимательным, улучшить отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать.
Если заниматься в детском возрасте, когда мозг более пластичен и восприимчив, это будет иметь большое значение для ребенка.
Майнд-фитнес влияет на большое число повседневных занятий детей: от способности запоминать расписание уроков на день до планирования других занятий. Ведь каждое действие, которое выполняет ребенок, зависит от одного или нескольких когнитивных навыков, и натренированный мозг сможет выполнять задачи более эффективно.